Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Сводные подразделения » Охранная стража КВЖД


Охранная стража КВЖД

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) на территории северо-восточного Китая построена Россией в 1897–1903 гг. для сообщения с российской военно-морской базой Порт-Артуром на Ляодунском полуострове. Для ее охраны привлекались значительные силы Заамурского округа Отдельного корпуса пограничной стражи. В их составе находились и терские казаки. В 1897 г. на Дальний Восток была отправлена пароходом из Одессы первая сотня казаков-добровольцев с офицерами из Терской области, в начале 1899 г. еще одна сотня (Вестник казачьей выставки в Харбине 1943 г. Сборник статей о
казаках и казачестве. Харбин, 1943. С. 159, 160). В 1900–1901 гг. казаки-пограничники принимали участие в подавлении «Боксерского восстания» в Китае.
[Опрышко О.Л. Терские казаки в войнах России]

+1

2

Каждая сотня состояла из командира, 2 младших офицеров, вахмистра, 12 урядников, 2 трубачей, 120 казаков и ветеринарного фельдшера. Рядовой стражник был вооружен винтовкой и шашкой драгунского образца, офицеры, вахмистры и фельдшера - револьверами. Стража комплектовалась офицерами, которые "временно как бы вышли в отставку", на добровольных началах. Офицеры, переводившиеся в Охранную стражу, сохраняли права действительной государственной службы, причем они продолжали состоять в списках своих частей, несмотря на зачисление в запас, и имели право вернуться в свои части, даже сверх вакансии.

0

3

Из истории охранной стражи КВЖД:
Одной из необходимых предпосылок успешного строительства КВЖД в Маньчжурии являлось создание надежной военной охраны как для самого пути и сооружений, так и для служебного и технического персонала. Юридически договор на постройку дороги исключал возможность ввода в Маньчжурию русских регулярных войск, поэтому 10 мая 1897 г. на заседании Правления Общества КВЖД было принято решение: "Учредить для КВЖД особую Охранную стражу, укомплектовать её вольнонаёмными чинами запаса армии". Формирование этих частей было поручено командиру 4-й Закаспийской стрелковой бригады, полковнику А.А. Гернгроссу с назначением его главным начальником Охранной стражи.

Основные начала устройства Охранной стражи были разработаны по соглашению министра финансов с военным министром. Охрана КВЖД строилась по принципу войск Отдельного корпуса пограничной стражи (ОКПС).

Сотни Охранной стражи в службе и в повседневной жизни должны были руководствоваться соответствующими воинскими уставами. Начальник стражи был приравнен в правах к командиру бригады ОКПС, командиры сотен - к командирам отделов, их помощники - к командирам отрядов, урядники - к вахмистрам.

Каждая сотня состояла из командира, 2 младших офицеров, вахмистра, 12 урядников, 2 трубачей, 120 казаков и ветеринарного фельдшера. Рядовой стражник был вооружен винтовкой и шашкой драгунского образца, офицеры, вахмистры и фельдшера - револьверами. Стража комплектовалась офицерами на добровольных началах из армейских, казачьих и пограничных частей, которые "временно как бы вышли в отставку".

Офицеры, переводившиеся в Охранную стражу, сохраняли права действительной государственной службы, причем они продолжали состоять в списках своих частей, несмотря на зачисление в запас, и имели право вернуться в свои части, даже сверх вакансии. К выслуге пенсии служба им засчитывалась два дня за три. Ставки содержания в Охранной страже устанавливались более высокие, чем в армии.

Первоначально было сформировано пять конных сотен общей численностью 711 чел.: одна - из Терского казачьего войска, две - из Кубанского, одна - из Оренбургского и одна сотня смешанного состава из оренбуржцев и запасных чинов Закаспийских стрелковых батальонов.

26 декабря 1897 г. они прибыли на пароходе Добровольного флота "Воронеж" во Владивосток, 12 января 1898 г. первые сотни стражи прибыли в г. Нингуту. Поскольку выяснилось, что имевшейся Охранной стражи недостаточно, ее состав было решено довести до 2 тыс. чел. В октябре 1897 г. началось формирование новых 10 сотен численностью 1390 чел. В их состав вошли: одна - терская, две - кубанских, три - донских, три - оренбургских и одна - уральская. 17 мая 1898 г. они на французском пароходе "Les Alpes" прибыли во Владивосток.

https://predistoria.org/forums/index.php?topic=2110.150

http://forumfiles.ru/uploads/0009/30/38/977/t992803.jpg
http://forumfiles.ru/uploads/0009/30/38/977/t173617.jpg

Отредактировано Zolin (2020-08-01 22:18:48)

0

4

https://forumfiles.ru/uploads/0009/30/38/977/t183419.jpg

Орлов Николай Александрович командир Забайкальской казачьей пешей бригады и начальник Хайларского отряда во время Похода в Китай.

Этот отряд в своем составе имел: 3-й, 4-й, 5-й, 6-й батальоны Забайкальской казачьей пешей бригады по 910 штыков в каждом; 3-й Верхнеудинский казачий конный полк — 889 шашек; вторую Забайкальскую казачью батарею —6 орудий; уральскую сотню охранной стражи — 128 шашек;    6-ю Терскую сотню охранной стражи — 116 шашек; 18-ю Терскую сотню охранной стражи — 72 шашки и 8-ю пешую роту терских казаков — 174 штыка (таким образом в отряд были включены части и подразделения казаков трех казачьих Войск: Забайкальского, Уральского и Терского. — Примеч. ред.). Всего отряд насчитывал 3814 штыков, 1205 шашек и 6 орудий. Это был один из сильнейших отрядов русских войск, двинутых на подавление «боксерского» восстания.

Из воспоминаний о походе Хайларского отряда в Манчжурии в 1900 году. Орлов Н.А.

СРАЖЕНИЕ ПРИ ОНГУНИ.
(17-го июля 1900 г.).

В первые дни похода Хайларского отряда восемнадцатая Терская сотня охранной стражи восточно-китайской железной дороги под начальством штабс-капитана Бодиско всегда предшествовала отряду, выдвигаясь вперед на один переход и занимая последовательно одну за другой станции строящейся линии. 
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty … 7_1900.htm

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ПОСЛЕ СРАЖЕНИЯ.

Действительно, часть китайской пехоты и конницы остановилась у конца спуска, заняла постройки и встретила русских огнем. Лихая 6-я терская сотня немедленно атаковала врага в конном строю. Дружный удар сейчас же дал блистательный успех — китайцы побежали, терцы бросились их преследовать, рубя на ходу. Ой, терцы, не увлекайтесь успехом! Не забывайте, что местность закрытая, надо быть осмотрительным! Высылайте дозоры, обшаривайте каждый дом, каждый куст. Но горит кровь молодецкая. Сам спокойный и уравновешенный Смольянников несется среди казаков с обнаженной шашкой и распространяет смерть среди китайцев. Вдруг злодейский выстрел из окна попутного дома свалил храброго и любимого командира. В первую минуту никто этого даже не мог понять, не хотел понять, — так казалось невероятным, чтобы начальник мог быть раненым уже после главного боя, при самых, по-видимому, ничтожных обстоятельствах. Гнев и скорбь овладели казаками. Кто этот дерзкий, осмелившийся поразить их вождя? Китаец из дома не выходил и продолжал стрелять. Команду над сотней принял гвардейский поручик Шевич. Его характерная шапочка стрелков Императорской фамилии мелькала там и сям и резко выделялась, благодаря высокому росту офицера. Дом, откуда выстрелили в Смольянникова, запылал. Терская сотня снова двинулась вперед, чтобы нагнать неприятеля, которому страх придавал необычайную быстроту.
https://drevlit.ru/docs/kitay/XX/1900-1 … hlacht.php

ПОХОРОНЫ ПОСЛЕ БИТВЫ.

...Терский казак, в мундире охранной стражи, держал в руках псалтирь. Бог знает, какими способами раздобыли эту книгу в походе, когда у многих было всего по одной рубахе. Казак спокойно и даже величественно читал: "Что хвалишися во злобе сильне; беззаконие весь день, неправду умысли язык твой: яко бритву изощрену сотворил еси лест. Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду. Возлюбил еси вся глаголы потопные, язык льстив. Сего ради Бог разрушит тя до конца: восторгнет тя и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых”...
Какая-то торжественность царила в палатке, где на носилках лежали тела покойников — командира шестой терской охранной стражи, капитана Смольянникова, и двух урядников его сотни, убитых в сражении на Большом-Хингане, одиннадцатого августа 1900 года. Одетые в новые мундиры, тщательно причесанные, усопшие имели какой-то особый вид, столь непривычный посреди суровой военной обстановки хайларского отряда. На лице Смольянникова запечатлелась строгая серьезность и как бы некоторый укор за все происшедшее. Казаки набрали полевых цветов в чудной монгольской степи и пышно украсили ими изголовье своих боевых, беспременно погибших товарищей; восковые свечи мерцали своим желтым пламенем, блеск которого пропадал в ослепительном свете [589] здешнего жгучего солнца. В палатке все говорили шопотом; приходящие клали земные поклоны, глубоко вздыхали, становились в сторонку и, постояв несколько минут, уходили.

— А ведь Богун-то был любимым урядником командира, — говорил один терец.

— Да почитай-что возле него и жизнь свою положил, — отвечает другой.

https://www.abirus.ru/content/564/623/6 … 19184.html

P.s. полагаю, что убитый урядник 6 терской сотни Богун - из рода Бугун ст. Солдатской или Курской.

0

5

О награждении чинов охранной стражи КВЖД. (РГВИА ф.330, оп.43, д.489 л.27)
Список нижним чинам охранной стражи КВЖД, коим представлены серебряные медали с надписью «за храбрость» 4ст. за подвиги мужества при рассеянии и поимки хунхузов, произведших нападение 9 июня 1899г. на станцию Анда названной дороги:

3. Пр. Калистрат Лабзеев - ГМ 4ст. №124 (Тер.обл., Кизл.отд., ст. Червленной);

5. Каз. Захарий Акалаев - ГМ 4ст. №126 (Тер.обл., Владикав.окр, 3 уч., сел. Унам Дагомскаго прихода);

Подписал: Нач.Гл.Управл., Генерал-Лейтенант Щербов-Нефедович.

Отредактировано Zolin (2020-09-28 14:44:36)

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Сводные подразделения » Охранная стража КВЖД


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2020 «QuadroSystems» LLC