Гребенские казаки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Гребенские казаки » Грозненская станица » станица Грозненская


станица Грозненская

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Непосредственным историческим предшественником станицы Грозненской явилась крепость Грозная, заложенная под руководством генерала А.П. Ермолова в 1818 году. Через 3 года у северо-западной стороны крепости возникает Грозненский форштадт, заселявшийся отставными женатыми нижними чинами Куринского егерского полка, маркитантами и ремесленниками. В то время, когда дислоцированные в крепости Грозной войска находились в экспедициях, чеченцы грабили форштадт. Для защиты гражданского населения форштадта в 1839 году вдоль юго-западной стороны крепости устраивается Грозненское военное поселение. В него переводится на постоянное местожительство 154 семьи отставных солдат Куринского полка.
Военно-географическое положение Грозненского поселения, размещенного на левой стороне Сунжи, поначалу не было удачным. Если с востока и юга поселение частично защищал высокий и крутой берег Сунжи, препятствовавший внезапному нападению и быстрому отходу неприятеля, а с северной стороны поселяне взаимодействовали с гарнизоном крепости, то подступы к поселению с запада были одно время уязвимыми. Здесь простиралась открытая степная равнина, переходившая в крутые уступы Сунженского хребта. В балках этого хребта нередко скрывались неприятельские партии, ожидавшие удобного случая для нападения на военных поселян и жителей форштадта.

Возникновение и развитие станицы

В 1848 году (по другим данным в 1851 году) жителей Грозненского поселения зачислили в казачье сословие, а военное поселение преобразовали в станицу Грозненскую. Новая станица в военно-административном отношении вначале была отнесена к Кавказскому линейному казачьему войску. В одном из трудов царского генерала М.Я. Ольшевского описывается боевое дело у Чертугаевской переправы против отряда наиба Талгика, происшедшее в 1852 году с участием сотни грозненских казаков. Это первое, встреченное нами в исторической литературе, упоминание о грозненских станичниках.
Заложение в 1851-1853 годах Алхан-Юртовской (Ермоловской), Самашкинской и Закан-Юртовской (Романовской) станиц и проведение между ними надежной колесной дороги заметно обезопасило положение Грозненской станицы и Грозненского форштадта.
В первые годы существования Грозненской станицы наблюдался в основном механический прирост населения. Так, по данным М. Егорова (за 1895 год), в 1852 году произошло усиление Грозненской станицы путем подселения в нее 100 семейств.
Согласно Н. Воронову за 1866 год, станица Грозненская относилась уже ко 2-му Сунженскому казачьему полку, имела 273 двора и 1277 жителей (в том числе 1268 душ казачьего сословия и 9 душ других сословий). В станице имелись церковь, полковое правление, станичное управление, училище, гауптвахта, хлебный магазин. В Грозненской станице в то время устраивались ярмарки. Согласно литературным данным за 1878 год, станица Грозненская входила в состав Грозненского округа Терской области.
Грозненская станица изначально занимала небольшую площадь, близкую по форме квадрату и ограниченную современными проспектами Победы и Орджоникидзе, излучиной реки Сунжи и, вероятно, улицей Никитина. Со временем станичная территория несколько разрослась в северо-западном и юго-западном направлении.
В первом десятилетии XX века войсковые наделы Грозненской станицы имели следующие границы. С запада к ее землям примыкали юртовые наделы Алхан-Юртовской (Ермоловской) станицы и относившегося к ней хутора Васильевского (в советское время – станица Первомайская). На северо-западе земли Грозненской станицы соприкасались с запасными земельными участками Терского казачьего войска, расположенными по реке Нефтянке и сдававшимися в аренду в доход войска. На севере и востоке станичные земли граничили с землями города Грозного, а на юге – с частновладельческими землями Беллика, лагерным местом 82-го Дагестанского пехотного полка и землями аула Алды.
По данным на 1 января 1905 года, общая площадь земельных наделов Грозненской станицы составляла около 13,7 тыс. десятин при наличии 1068 душ мужского пола. Таким образом, на каждую душу мужского населения приходилось 12,8 десятин земли.
К 1917 году станичная территория простиралась до нынешней Дагестанской улицы и железнодорожной станции. Пространство между Дагестанской улицей и Старопромысловским шоссе занимали станичные сенники и тока. На полуострове, образованном изгибом реки Сунжи юго-восточнее от железнодорожной станции, в том месте, где теперь расположены поселки Воровского и Войкова, находились станичные поля, тока, огороды и лагерное место 1-го Кизляро-Гребенского имени генерала А.П. Ермолова казачьего полка (рис. 1). На станичной территории располагался Карпинский курган – самая восточная часть орографической системы Сунженского хребта (которая представлена здесь Грозненским хребтом). По воспоминаниям станичников, на кургане добывали строительный песок. В литературном источнике за 1894 год тоже указывается, что на войсковом участке близ станицы Грозненской добывался кварцевый песок.
Но, в основном, на Карпинском кургане казаки занимались сельскохозяйственным трудом: пасли лошадей и домашний скот, выращивали на поливных бахчах отличные арбузы, сажали картофель. Здесь же станичники охотились на перепелов и вальдшнепов.
На Троицын день казачья молодежь ходила на Карпинский курган играть в лапту, а на Красную горку здесь устраивались гулянья и игрища. По воскресным дням за станичным кладбищем, на равнине у подножия Карпинского кургана, казачата играли в мяч. Молодые ребята в воскресные дни ходили в бешметах, при кинжалах. Память старожилов сохранила своеобразные детали, отражавшие жизнь казачьей молодежи: во время игры в мяч один молодой казак ранил другого молодого казака (Чернобаева) кинжалом.
К землям станицы Грозненской относилась часть северного склона Грозненского (Нефтяного) хребта. В некоторых удобных для хлебопашества балках (например, в Бугаинной балке) станичники сеяли зерновые культуры. Часть Алханчуртской долины, занимаемая нынешними поселками Ташкала, имени С. Катаямы (в окрестностях этого современного поселка казаки некогда держали большие огороды), В.В. Иванова, В.С. Бутенко, В.В. Маяковского и Красная Турбина (бывший хутор Грозненский), тоже принадлежала станице Грозненской. Между Грозненским хутором и хутором Васильевским проходила граница юртовых наделов Грозненской и Ермоловской станиц. Андреевская долина и южные склоны Грозненского хребта относились к юрту Ермоловской станицы. Ермоловские казаки имели здесь покосные угодья и выращивали арбузы.
Грозненский хутор (хутор Грозненской станицы) располагался на левом берегу реки Нефтянки немного ниже того места, где сливались две Серные реки и образовывали Нефтянку. Несколько севернее Грозненского хутора возвышался курган Бабенкин. Как вспоминают старожилы, на этом хуторе жили Правилины и, возможно, Дереглазовы.
В станице Грозненской насчитывалось около 20 улиц. Со времени своего возникновения, станица отделялась от крепости Грозной и Грозненского форштадта (а позже и города Грозного) широкой улицей, называвшейся Граничной. Половина Граничной улицы принадлежала станице, а другая половина – городу. По свидетельству современников, Граничная улица была очень грязной. Особенной антисанитарией веяло от канав, устроенных по обеим сторонам этой улицы. В советское время Граничную улицу переименовали сначала в улицу имени 11 августа (Августовскую улицу), а затем в проспект Победы.
Улицы Грозненской станицы были грунтовыми и не мощенными. Поэтому при дождливой погоде глинистые грунты раскисали и превращались в непролазную грязь. К тому же и сами станичники не очень-то заботились о чистоте улиц. На улицах станицы было много колодцев. По подсчетам А.Х. Григорьева и А.А. Штакмана (за 1903 год), на каждые 5-10 станичных дворов приходился один колодец. Над колодцами возвышались четырехугольные деревянные срубы, снабженные воротами для подъема воды. Глубина колодезных шахт составляла в среднем 9-12 саженей (19,2-25,6 м).
На левом берегу Сунжи, несколько выше Романовского (в советское время – старого Ленинского) моста, в станице Грозненской находилась баня М.И. Хохлова. В перестроенном виде это станичное здание «дожило» до первой чеченской войны.
В станице имелось несколько водовозных спусков к Сунже (Елисеев спуск, Енин спуск). На этих спусках набирали воду в бочки для полива бахчей на Карпинском кургане. Здесь же купались дети – по отлогим речным берегам были песчаные отмели.
Главной станичной улицей считалась Бульварная, переименованная в советское время в проспект Орджоникидзе. Бульварная улица пересекала всю станицу и вела от железнодорожного вокзала в центр города Грозного. На Бульварную улицу смотрел пятиглавый казачий собор Николы Угодника (рис. 2), построенный на средства станичного общества. Возле собора находились могилы именитых казаков. В церковном отношении станица Грозненская относилась к 8-му благочинному округу Владикавказской епархии. По данным за 1908 год, станичным священником был Виктор Антонович Паскевский.
В начале 30-х годов XX века собор Николы Угодника был разрушен. Старожилы рассказывают об этом так. Собор окружили милиционеры и комсомольцы, вооруженные палками. Никого из казаков близко к собору не подпускали. Начали сбрасывать кресты, ломать стены, жечь церковные книги, крушить и топтать ногами иконы. Несколько казачек-старух, узнавших об этом варварстве, умерло от возникшего нервного потрясения.
Вплоть до 60-70-х годов XX века об огромном казачьем соборе напоминали только ветхие церковные строения во дворе Грозненской средней школы № 3, в которых некогда размещались монахи и служки. Теперь о казачьем соборе сохранилась только память…
В пределах станицы Грозненской, на той же стороне Бульварной улицы, где стоял казачий собор, но ближе к Граничной улице, располагалось управление 4-м участком Кизлярского отдела Терской области (местопребывание участкового начальника). Известно, что в 1907 году начальником 4-го участка являлся хорунжий Ипполит Парфентьевич Рябов. В период 1913-1916 годов начальником 4-го участка был вначале хорунжий, а затем сотник Кирилл Данилович Зангиев, осетин-казак («ераште») из Черноярской станицы.
На противоположной от казачьего собора стороне Бульварной улицы находились Грозненское станичное управление (резиденция станичного атамана) и станичная школа. Здания этих учреждений располагались на том месте, где в советское время соорудили площадь перед кинотеатром «Юбилейный». По литературным данным известно, что в 1893 году атаманом Грозненской станицы являлся урядник Константин Александров, а почетными судьями – урядники Афанасий Кабацкий, Федор Тарасов, Егор Бабенко и приказный Сергей Болдырев. По опросным сведениям, атаманами станицы Грозненской были также Бабенко, Шевченко, Шепелёв и Чернобаев (предпоследний грозненский атаман).
В центральной части Грозненской станицы располагались штаб-квартира 2-го Кизляро-Гребенского льготного второочередного казачьего полка и гауптвахта. В 1893 году 2-м Кизляро-Гребенским казачьим полком заведовал полковник Семен Леонтьевич Тимофеев, в 1905 году – войсковой старшина Максим Климович Сомов, а в 1913 году – есаул Иван Хрисанфович Халеев.

+1

2

Грозненский фронт

Непосильная, но героическая борьба в ст. Грозненской началась предательским нападением красных на казаков 29 июля 1918 года и кончилась оставлением станицы 29 октября. Таким образом, борьба эта продолжалась ровно три месяца.
Нападением на станицу задумано было гораздо раньше, но вследствие не вполне удавшегося стравливания казаков с чеченцами и невыясненной позиции грозненской городской самообороны военные действия открылись только в 9.30 29 июля, за полчаса до истечения срока ультиматума с требованием сдать оружие, пулеметы, орудия, выдать членов отдельского совета и офицеров.
Нужно заметить, что городская самооборона, особенно Щебелиновцы (породнившиеся со станицей), настаивала на выступлении станицы, обещая помощь, но по открытии военных действий не только не помогла нам, а наоборот, очень свирепо дрались в рядах красных. 
С началом военных действий станичниками командовал вахмистр Чернобаев, скоро передавший командование войсковому старшине Фролову, последнего (за болезнью) недели через две заменил полковник Колесников, а 22 августа вследствие телеграммы командующего войсками полковника Федюшкина, в командование Грозненского и Теречного отрядов и Сунженской линии вступил полковник Занкисов.
В виду утери приказов и других документов, нельзя ручаться за полноту и точность изложения истории этой исключительно тяжелой борьбы.
Непосильная была борьба по данному времени: не все казаки одинаково мыслили. Плохо вооруженная при малочисленности своих бойцов, станица буквально была запружена врагами, имея рядом вокзал и заводской район с явно враждебным населением.
Вот при таких условиях произошло нападение, предательское – до срока.
К счастью станичников день нападения был воскресный и, значит, станица была дома, а то по казачьей беспечности, особой готовности не было, хотя тревожно жили уже много дней.
Нападение на станицу было произведено со всех трех сторон. Подготовка к нападению шла дня 3-4, были случаи обезоруживания казаков в поле и огороде.
Незадолго до открытия огня, занята была баня, укреплена и вооружена пулеметами, это было известно, но начальник 1-го участка не принял никаких мер и не доложил старшему начальнику, а между тем, это, по-видимому, маленькое обстоятельство сыграло большую роль в дальнейшей борьбе – в первую же очередь дало в руки красных 1-й участок, тогда же разграбленный и сожженный.
Многострадальный 1-й участок легко был отдан еще потому, что прикрывался иногородними (квартирантами этой части станицы) в большинстве малолетними, которые с первыми выстрелами разбежались, а частью перешли в город.
В первые три дня огонь артиллерии и бронированного поезда был ураганной силы (до 1800 снарядов в первый день).
Ураганный огонь, одиночество маленькой станицы и измена внутри самой станицы. Так и самооборона города, особенно Щебелиновцев, пошатнули было уверенность в правоту дела станичников, был момент слабости, но яркие примеры крепости казачьего духа и взаимной поддержки открыли грозненцам глаза и укрепили единодушное их решение драться до конца. 
В 1-м участке войсковой старшина Поморцев с тремя сыновьями, в течение трех дней под ужасным пулеметным огнем из дома Гаврилова (напротив) удерживал квартал, набил несколько десятков красных и оставил двор тогда, когда запылали дома этого квартала и в него ворвались сотни зверей.
Этот пример крепости духа подкрепил станичников и вернул их к порядку.
К вечеру второго дня на горах показались ермоловцы и романовцы – верные и крепкие братья грозненцев – они шли на выстрелы.
Еще пример, пример взаимной поддержки, поднявший дух бьющихся в тесном кольце: ермоловцы и романовцы на третий день согнали красных с гор, вошли в станицу, увеличив силу осажденных. И началась тяжелая осадная, на десяток шагов, война, при далеко неравных средствах борьбы.
День и ночь гудели орудия, трещали пулеметы и ружья, басили бомбометы и рвались ручные гранаты – орудия близкой дистанции. Много примеров единоличной храбрости, находчивости и стойкости найдет историк в трех месячной борьбе этого фронта.
Не иссяк еще порох в казачьих пороховницах, но сила ломит солому – сломилась и казачья сила, впрочем не столько от чистой силы, сколько от разлагающей агитации и длительности времени.
Казаки сдали позиции, оставили свои жилища, потом и кровью нажитое за долгие годы добро, снялись и непокорные ушли в чужие края, затаив в глубине сердца жестокую месть за поруганную Родину.
Однообразие осадной войны несколько раз сменялось сильными местами, требовавшими напряжения всех сил маленького богатыря: взятие вокзального района вахмистром Андреем Бабенко с горстью храбрецов в 15 человек, занятие громадных казарм и кладбищ партизанами Бабенко и князя Микеладзе, занятие «Николаевского дома-крепости», переходившего несколько раз из рук в руки. И особенно трудные дни наступления красных 1, 12, 13, 14, 15 и 16 октября – последние пять долгих дней и ночей беспрерывного напора, поддержанного бронепоездом и бронированным автомобилем.
Вот тут и сказалась сила казачьего духа – без резервов, едва занимая не в меру растянутые участки, но, надергав из них по 5-8 человек и создавая кулачки, славные грозненцы, ермоловцы и романовцы с честью отбивались, нанося громадный урон противнику. 
Нельзя умолчать о беспримерной работе артиллерии с малым количеством снарядов решавшей поставленные ей задачи и положительно наводящей на город и красных ужас меткой и разрушительной стрельбой.
Так работали день и ночь, неутомимые командиры орудий есаул Иван Таширов и поручик Грабовский.
Было бы преступно забыть помощь в борьбе за вокзал и «Голубинцев-сад» лихой сотни партизан Малыхина, поголовно больных «испанкой», но работавших на совесть в самых опасных местах.
Были у нас и иногородние друзья: инженер Голубинцев, павший смертью храбрых при составлении поезда-толкача, чтобы вытолкнуть бронепоезд за мост, инженеры Панков и Савин, коменданты заводского района, помимо многосложной по должности работы, снаряжали патроны, вытачивали пули и изготовляли ручные гранаты, и славно дрались в рядах охотников инженер Борисевич и врач Сапронов.
Не остались равнодушными и русские женщины: казачка Александрова спокойной и меткой стрельбой в числе 2-3 защитников штаба лихо отбивалась от автомобиля, стоявшего в 200-300 шагов.
Всего не вспомнишь без справок и при спешке дать материал к торжественному дню, а потому прошу отнестись снисходительно к кратким сведениям былого. Не подумайте, что кого-нибудь умышленно не упомянул. 
Павшим смертью храбрых – вечная память и слава!
Живым – увидеть Единую и Великую Россию.

Полковник ЗАНКИСОВ, 1919г.

0

3

«Увели» станцию
Немногие грозненцы знают, что железнодорожная станция, депо, вокзал в нашем городе построены не на том месте, где они значились по проекту. Их вместе со всеми службами «увели» у Грозного предприимчивые казачки из станицы Грозненской. Вот как это случилось.
Многие десятилетия главным бедствием для крепости Грозной, а потом для самого города было отсутствие хороших дорог. Еще в середине прошлого века для того, чтобы из центральной России добраться до крепости Грозной, нужно было ехать, или через Ставрополь до станции Николаевской или по Волге. Чаще всего от Саратова. Спуститься по реке до Астрахани, отсюда на перекладных добираться до Кизляра, потом до станицы Шелкозаводской. У станиц Николаевской и Шелкозаводской существовали переправы через Терек. Переправившись через реку, нужно было ехать с оказией через Горячеводскую в Грозную. Вторым путем, по Волге, например, добирались в наш край Л. Н. Толстой вместе со своим братом Николаем Николаевичем, который в то время служил на Кавказе.
После отмены крепостного права и в связи с быстрым развитием капитализма, в России началось интенсивное строительство железных дорог. Только за четыре года — с 1867 по 1871 год их было построено 8400 верст — вдвое больше того, что имелось до этого во всей стране. В это же время начал обсуждаться вопрос о строительстве Кавказской железной дороги. В 1872 году организовано общество Ростово-Владикавказской железной дороги. В июле 1875 года было уже открыто пассажирское и товарное движение по всей линии Ростово-Владикавказской железной дороги.
Вопрос о прокладке железной дороги специально в Грозный в то время даже не возникал. О нем лишь вспоминалось в некоторых вариантах железнодорожной линии, которая должна была соединить Ростов с Каспийским морем и Баку, являвшимся в то время главным промышленным центром по добыче и переработке нефти в России. Так, в первом варианте (Ростов — Ставрополь — Кизляр — Петровск — Баку) Грозный даже не упоминается. В другом (Ростов — Моздок или Грозный — Петровск) — его конкурентом становится Моздок. В результате строительство железной дороги в Грозном по сравнению с Владикавказом, отодвигается еще почти на два десятилетия.
Однако проведение железной дороги во Владикавказ сыграло определенную положительную роль и для Грозного. Между двумя этими городами стал ходить дилижанс, и сообщение с центральной Россией теперь шло не прежним кружным путем, а значительно короче — через Владикавказ, до которого пассажиры, направлявшиеся в наш город, ехали поездом.
Что же привлекало их в наших местах? Увы, не главное богатство — нефть, которая в скором времени принесет мировую славу Грозному, а Горячеводские целебные минеральные источники. Ради них немало людей решалось на нелегкую дорогу. Вот как описывается их путь в пятом номере сборника Кавказского медицинского общества: «Нельзя сказать, что пути сообщения с Горячеводском были до настоящего времени особенно удобны. Приезжие из России обыкновенно избирают путь от Владикавказа до Грозного, длиною в 90 верст, по которому ходят дилижансы с платой от 4 до 6 рублей с пассажиров первого и второго классов. Дилижансы отходят из Владикавказа в 6 часов утра и прибывают в 6 часов вечера в Грозный. В Грозном приходится ночевать, так как далее сообщение дилижансами уже не придерживается... Гостиница в г. Грозном имеется лишь одна, состоящая из 4-х низких и грязных номеров».
Но и эта связь с «большим миром» осуществлялась в основном летом, когда была хорошая погода. В другое время года, говорится в справочнике «Весь Грозный и его окрестности», кавказская грязь на целые полгода отрезала от внешнего мира. Цены на продукты делали гигантский скачок. В 1881 году, например, «осенью сообщение с Владикавказом прекратилось и сахар продавался по рублю за фунт. Запас меда быстро истощился. Чай пили с леденцами... Их можно было достать за 50 копеек фунт. Исчезли стеариновые свечи, освещались салом».
С середины 80-х годов нефть Грозного все больше и больше начинает привлекать нефтепромышленников. В начале 90-х годов благонадежность Грозненского нефтяного района была доказана. И ни у кого уже не вызывало сомнения, что проходить железная дорога должна через Грозный.
В 1892 году инженеры путей сообщения, ведшие изыскательные работы, обратились в Грозненское городское самоуправление с просьбой отвести под строительство станции и депо часть городской земли. По проекту они должны были расположиться в районе, занятом ярмаркой, то есть там, где нынче находится завод «Красный молот». Городской голова Куликов и его компания, озабоченные тем, как бы побольше нажиться за счет города, захотели и тут погреть руки. Грозненские правители, говорится в книге «Весь Грозный и его окрестности», наслышавшись, какие большие деньги в других местах берут со строителей железной дороги, и уверенные, что тем не обойтись без городской земли, решили, что раз счастье само привалило им в руки, то упускать его нельзя. И когда инженеры пришли за ответом, им сказали, что город может дать землю для станции и депо, но за это строители должны ему заплатить по... 60 рублей за квадратный сажень.
Инженеры разгневались и решили наказать алчных грозненцев. Каким образом? Они дали понять жителям станицы Грозненской, что могут построить станцию, депо и вокзал у них, если те выделят им землю. «Казаки смекнули, — повествуется в той же книге, — какие выгоды получат они от постройки железнодорожной станции на их земле, и встретили инженеров очень ласково: били им челом и предлагали дать земли сколько нужно. В указанном месте были снесены казачьи хаты и земли отрезали вдоволь. Станция была построена на станичной земле».
Так казаки станицы Грозненской, эти «заклятые враги города», в буквальном смысле «увели» из Грозного железнодорожную станцию. Первого мая 1893 года на нее прибыл первый поезд. А через несколько лет вдоль железнодорожного полотна на станичных землях начали,  как грибы, расти нефтеперегонные заводы. Это принесло немалые барыши    зажиточной казачьей верхушке.
На строительстве железной дороги к Грозному побывали два больших пролетарских писателя — А. М. Горький и А. С. Серафимович. Написали рассказы. Первый назвал свое произведение «Ущелье», второй — «Лихорадка». В них они нарисовали страшную картину строительства дороги, подобную той, что показана в знаменитом стихотворении Некрасова «Железная дорога».
[Казаков А.И. Страницы истории города  Грозного]

0

4

Станица Грозненская, при ней хутор на 1913 год:
Правилин

0

5

726. Грозненская, каз. ст. на правом берегу Сунжи, смежно с гор. Грозный, 246 домов, 646 м.п./ 639 ж.п.,  прав.
Источник: Списки  населенных мест Кавказского края. Вып. 1. Терская область (по сведениям 1874 г.) Тифлис, 1878.

0

6

boer написал(а):

На станичной территории располагался Карпинский курган – самая восточная часть орографической системы Сунженского хребта (которая представлена здесь Грозненским хребтом). По воспоминаниям станичников, на кургане добывали строительный песок.

boer написал(а):

Но, в основном, на Карпинском кургане казаки занимались сельскохозяйственным трудом: пасли лошадей и домашний скот, выращивали на поливных бахчах отличные арбузы, сажали картофель. Здесь же станичники охотились на перепелов и вальдшнепов.
На Троицын день казачья молодежь ходила на Карпинский курган играть в лапту, а на Красную горку здесь устраивались гулянья и игрища. По воскресным дням за станичным кладбищем, на равнине у подножия Карпинского кургана, казачата играли в мяч. Молодые ребята в воскресные дни ходили в бешметах, при кинжалах.

<В двух верстах от города на хребте стоит высокий Каранпинский* курган. Так называется он по имени генерала Каранпинского*, убитого на этом кургане. С этого кургана видно на несколько десятков верст в окружности, и он был прекрасной наблюдательной станцией защитников крепости. Все движения чеченцев с кургана были видны, как на ладони. И если вы хотите полюбоваться видом города, станицы, сверкающей Сунжи, старых и новых промыслов, то ступайте на Каранпинский* курган>.
[Весь Грозный и его окрестности. Нефтяные промыслы. Курорт Горячеводск. Курорт Серноводск : с приложением планов нового нефтяного района и города Грозного / под ред. Дм. Приволжского. - Владикавказ, 1914].
*) Наверно, всё-таки Карпинский. Но кто такой генерал Карпинский и что о нем известно?

0

7

Список населенных мест Терской области по сведениям к 1-му января 1883 года.
Составлен Терским Областным Статистическим Комитетом под редакциею Секретаря Комитета , Н. Благовещенскаго.
Печатано по распоряжению г. Начальника Терской Области.
Владикавказ.
ТИПОГРАФИЯ ТЕРСКАГО ОБЛАСТНОГО ПРАВЛЕНИЯ.
                           1885г.
Станица Грозненская
Положение : на прав. бер. р. Сунжи, смежно с гор. Грозным.
Число дворов: 279
Население:
Муж. - 814
Жен. - 780
Земельный надел десят. - 13585
Народность : казаки
Церковь, правление, школа. Земск. почт. станция.

http://king13.ucoz.ru/load/160-1-0-1267

0

8

На чьей земле стоит г. Грозный?..
В середине марта 1912 года местная газета «Терский край» напечатала сенсационное сообщение. В нем говорилось, что 3272 десятины земли на левой стороне Сунжи, начиная от улицы Граничной (ныне проспект Победы) и кончая улицей Михайловской (ныне улица имени Красных фронтовиков), на которой располагались все основные административные учреждения, — все это отходило к станице Грозненской. «20 тысяч горожан, — писала газета, — становятся станичниками». А всего в начале 1912 года в Грозном проживало немногим более 29 тысяч человек. От города, по сути дела, ничего не оставалось. В городской думе разразился скандал.
На каком основании зажиточная казачья верхушка станицы Грозненской решила отобрать у города указанные 3272 десятины земли? История уходила своими корнями еще к основанию крепости Грозной, Для нее и для форштадта, в котором селились женатые и ушедшие в отставку офицеры и солдаты, была отведена земля на левом берегу Сунжи от места, где сейчас расположен плавательный бассейн «Садко», и до улицы Кабардинской. Население крепости быстро росло, развивались торговля, ремесла. Отведенной земли для горожан не стало хватать. Расселению на восток мешала река, через которую в то время в этом месте еще не было моста (он был только в цитадели и соединял ее с правым берегом Сунжи против Ханкальского ущелья), и новое строительство двинулось от берега Сунжи к нынешнему проспекту Победы, который в те далекие времена отделял крепость от военного поселения, превратившегося в казачью станицу, улицей под названием Граничной. Земля, занятая под новые постройки, не была законодательно закреплена ни за крепостью, ни за выросшим на ее месте городом.
Между тем население молодого города быстро росло. Предоставленная ему льгота в течение первых пяти лет всем вновь приписанным к нему гражданам выделять бесплатно под застройку 400 квадратных саженей земли, привлекала в него массу переселенцев, за счет которых и рос Грозный. «Это были чаще всего бедняки, разоренные неурожаями, — читаем в одной из корреспонденции «Терских ведомостей», — не от хорошей жизни бросили они насиженные места и поехали искать средства пропитания в городе». И в первые годы после переименования крепости в город население Грозного возросло более чем в два раза, а по сравнению с 1860 годом — в десять раз.
Земли в городе не хватало, и к концу льготного периода, в 1875 году, городские власти отказывали в земельных участках даже приписанным к городу старым кавказским солдатам, отдавшим службе в армии по 25—30 лет. А переселенцы все продолжали прибывать. «...Никто не может остановить этого потока голодных, доведенных до последней степени нищеты людей, ищущих работы и куска хлеба», — писали все те же «Терские ведомости».
Началась спекуляция землей. Зажиточная часть горожан получила бесплатно не только предоставленный им по льготе земельный участок, но стала скупать по дешевке их у тех, кто на первых порах считал, что лучше получить наличный капитал, чем иметь его в виде земли, которую еще надо обрабатывать. Теперь спекулянты, захватившие завидные куски, заламывали за них баснословные по тому времени цены.
Вот в это-то время городские власти и начали ходатайствовать о том, чтобы узаконить занятые уже центром города 3272 десятины неузаконенной земли. Но зажиточная верхушка станицы Грозненской, в которой, кроме казачьей школы, церкви да двух кабаков, никаких других «культурных» очагов не было, сразу смекнула, какие выгоды получит она, если наложит жадную лапу на центр Грозного. Началась тяжба Терского казачьего войска, от чьего имени выступала станица как «законный» владелец этих земель, с городом. Тяжба затянулась на десятки лет.
В 1912 году местный суд решил ее в пользу казаков. Поданная городской думой в сенат кассация также была отклонена. Вот после этого и появилась в газете сенсационная корреспонденция. Неизвестно, чем бы закончилась описанная «ссора». Вероятнее всего, казачья верхушка, выиграв процесс, в очередной раз отхватила бы за счет города изрядный куш.
Помешала тяжбе первая мировая война, а затем — Великий Октябрь. Грозненские рабочие, казаки-бедняки, которых в одной станице Грозненской насчитывалось немало (122 безлошадные семьи на 281 двор), революционно настроенные слои чечено-ингушского народа под руководством партии большевиков, свергли власть «теплой компании» грабителей и стали подлинными хозяевами своей земли.
В 1920 году станица Грозненская была присоединена к городу.
[Казаков А.И. Страницы истории города  Грозного]

+1

9

Ст. Грозненская, Кизлярский отдел
Общая площадь надела - 13528 дес. (1829 кв. с.), в т. ч. удобной - 13350 дес., леса - 288 дес.
Число дворов - 498.
Коренных жителей: 1318 муж.  1326 жен., пришлых оседлых: 320 муж.  340 жен., временно прож.: 712 муж.  576 жен.
Население: казаки, русские, православные. 
Округ благочиния - 8, призывной участок – 5, податный участок – Кизлярский, акцизный округ – 2, ветеринарный участок – 7, судебно-следственный участок – 1, судебно – мировой участок – Грозненский.
Почтовый адрес:  Грозненское почтово- телеграфное отд.
Расстояние от Владикавказа 122 в.
Станичное правление, двухклассное министерское училище, церковь Св. Николая Чудотворца, кредитное товарищество, казармы инженерного ведомства, керосиновые заводы, котельные мастерские, кирпично-черепичные заводы. Курган «Таш-Кола», Барятинская канава. Осн. в 1859.
При ней хутор:
Правилина: дворов – 13, коренных жителей: 60 муж., 53 жен. Русские, православные.

[Списки населенных мест  Терской обл. (по данным к 1-у июля 1914 г. Издание Терского Обл. Стат. Комитета под ред. Секретаря ком. С. П. Гортинского.  Владикавказ, 1915]

0

10

Фамилии связанные со ст. Грозненской из базы данных Елены Герасименко на генеалогическом сайте VGD.RU составленной на основе документов ГАРФ, ЦИАМ, РГВА, РГВИА.

1. Артамонов Александр Иосифович Эмиграция Казачий союз 1926 г.
2. Астапов Иван Петров ПС урядников 1879 г.
3. Балобанов Судебное дело 1913 г.
4. Башков Григорий Петров ПС урядников 1879 г.
5. Бабенко Василий Егорович ПС нижних чинов 1876 г.
6. Воробьев Дмитрий Яковлев ПС урядников 1879 г.
7. Глебов Петр Тихонов Метрические записи 1872 г.
8. Гончаров Александр Николаевич Ущерб имущества ( Гражданская война ) 1918 г.
9. Гречкин Петр Герасимович ПС урядников 1906 г.
10. Гридасов Михаил Егоров ПС урядников 1879 г.
11. Дегтярь Павел Трифонович Эмиграция Казачий союз 1930 г.
12. Елисеев Иван Гордеев ПС урядников 1879 г.
13. Жуков Варфоломей Егоров ПС урядников 1879 г.
14. Зайцев Михаил Афанасьев ПС урядников 1873 г.
15. Зарубин Степан Филиппович Следственное дело 1900 г.
16. Зиборов Иван Дмитриевич ПС урядников 1906 г.
17. Зиборов Евстигней Следственное дело 1900 г.
18. Зиборов Евстигней Антонов ПС урядников 1879 г.
19. Казакин Варфоломей Андреевич ПС урядников 1906 г.
20. Касьянов Василий Федорович Эмиграция Казачий союз 1926 г.
21. Каширский Алексей Евлампиевич ПС урядников 1906 г.
22. Кирюхин Павел Ефимович Эмиграция Казачий союз 1926 г.
23. Кононенко Дмитрий Терентьев ПС урядников 1879 г.
24. Костин Александр Георгиевич Эмиграция Казачий союз 1926 г.
25. Кравченко Захар Иванович ПС урядников 1879 г.
26. Мартыненко Петр Евстафьев ПС урядников 1873 г.
27. Музуров Василий Матвеевич Следственное дело 1900 г.
28. Одиноченко Федор Корнеев ПС урядников 1879 г.
29. Правилин Василий Тихонов ПС урядников 1873 г., 1879 г.
30. Редин Иван Филатов ПС урядников 1879 г.
31. Сапрыкин Иван Прокофьев ПС урядников 1879 г.
32. Селиверстов Илья Матвеев ПС урядников 1873 г.
33. Тараканов Николай Васильев ПС урядников 1879 г.
34. Тарасов Иван Павлов ПС урядников 1873 г.
35. Тимофеев Андрей Иванов ПС урядников 1879 г.
36. Фролов Никита Гаврилов ПС урядников 1873 г.
37. Халеев Егор Петров ПС урядников 1879 г.
38. Хренов Дмитрий Дмитриев Метрические записи 1872 г.
39. Чередников Фома Тихонович Следственное дело 1900 г.
40. Шепелев Егор Фомин ПС урядников 1879 г.
41. Шепелев Петр Фомин ПС урядников 1879 г.
42. Яворский Андрей Антонов ПС урядников 1873 г.
43. Ягодкин Михаил Иванов ПС нижних чинов 1876 г.

+1

11

Андрей написал(а):

1. Артамонов Александр Иосифович Эмиграция Казачий союз 1926 г.

Елена Николаевна, что можно узнать из документа "Эмиграция Казачий союз 1926"?

+1

12

львович написал(а):

что можно узнать из документа "Эмиграция Казачий союз 1926"?

Это заявление и анкета лица, вступающего в члены Общеказачьего союза (Франция), 1923-1928 год.
Графы анкеты:
ФИО/ год и место рождения/ когда эвакуирован из России/ по какому паспорту прибыл/откуда прибыл, когда и с какой целью/ семейное положение в России и за границей/ грамотен или нет/ какое образование/ имеются ли документы об образовании /чем занимался в России/ ремесло/ точный адрес/ собственноручная подпись/

+1

13

http://sh.uploads.ru/t/EdQJ9.jpg
Грозный из космоса. Снимок бортинженера МКС Сергея Рязанского.
В центре красным выделена станица Грозненская.

0

14

http://s8.uploads.ru/t/DERtk.jpg

0

15

http://s8.uploads.ru/t/nj8iS.jpg

0


Вы здесь » Гребенские казаки » Грозненская станица » станица Грозненская


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно © 2007–2017 «QuadroSystems» LLC